Светлана Алиева о книге «Идол и Мария»



Поскольку я большой читатель, насколько я успеваю, читаю все литературы, включая, национальные. Национальные литературы, которые шли раньше через Москву, переводились, издавались. Существовала критика, которая откликалась на новые публикации. Существовал живой процесс. Сейчас это разбросано. Но должна сказать, что обычно говорят, великие произведения появляются после долгого времени, после испытания временем. И они остаются, так как у них содержание вне времени. На деле так бывает. Я не могу сказать, что поколение шестидесятилетних, а Муса Мураталиев относится к этому поколению, создают подобные шедевры… Вот, я просто назову несколько книг, которые появились и, в общем, возможно останутся на потом. Придет время, когда их признают великими произведениями! Отразившими нашу бурную и переменчивую эпоху в своих произведениях. Она разрушает все! Основу, в которой мы воспитаны и до сих пор живем. Эти ценности уничтожаются, они исчезают. А эти произведения останутся.

Профессор Татьяна Давыдова сказала, что роман продолжает жить. Я бы сказала, что все жанры прозы продолжают существовать: и рассказы, и повести, и роман. Но все они видоизменяются.

Вернемся к главному разговору. В начале XXI века вышел роман «Царапина на осколках» чеченского поэта Юнуса Сейшла. Его до сих пор в Москве никто не знает. А его перевели на английский и французский языки, и там роман принят на ура. На Кавказе есть балкарский писатель Борис Чипчиков. Он в основном работает в малом жанре. Есть русский писатель Андрей Тарасов. Он создал роман «Безоружный» это настольная книга на все времена. И вот появляется Муса Мураталиев. Он издает книгу «Идол и Мария». Я читаю и ставлю ее тоже в этот строй. В этих четырех книгах названных мною писателей отражается наше время совершенно перепутанными понятиями. Здесь авторы, страдающие, отразили время. Я уже говорила об изменениях жанровых форм. В эти привычные, традиционные жанровые формы вносятся новые приемы. Это и документ, и человеческое свидетельство. Живое, личное, авторское переживание. Размышление, дерзкое, очень необычное, но точное: боль!

Если отвлечься от этих художественных произведений, то, посмотрите, что происходит в нашей культурной жизни? Повальные поиски основы, поиски опоры — человеческой, нравственной, философской, идейной. Люди хватаются за языческие традиции. У каждого народа — свои идолы. Это характерно для нынешнего времени, и оно проявилось у Мусы и у других тоже. Религия! Поиски Бога! Поиск нетленных ценностей и т.д. Обе вещи Мусы об этом.

«Идол и Мария». Почему Идол? И почему Мария? Вы понимаете, эти растерянные люди, которые за куском хлеба, чтобы заработать рубль где-то, чтобы существовать, бегут с родины любимой, в неизвестность какую-то, ютятся бездомно, ищут место в этой жизни. Дома не нашлось куска хлеба, сюда прибежали! Ищут и хватаются за оберег — Идола, древность абсолютная, язычество! В романе, тем нем менее, Бога нет! И религия никакая. Оберег!? А кто их спасает, в конечном счете, обеспечивая куском хлеба, жалким заработком? Спасает русская женщина Мария. Вообще-то это большая дерзость называть именем Богоматери… вот, этого завхоза директрису ЖЭКа! Отсюда Мария и отсюда Идол. В конце концов, Идол теряет свое влияние, а начальник ЖЭКа становится всесильной. Религии здесь нет. Ну и, конечно, на заднем плане существует все-таки должным образом обученный, воспитанный, зомбированный интеллигент Бек Мурза. Он тоже растерялся…

Второй роман «Сказитель Манаса» — это вещь более глубокая, более интересная.Но и тут тоже смущает меня вот, что… Смотрите, где ищут потерявшиеся, утратившие почву под ногами герои опору? Суть именно в наших современниках. Они ищут поддержки вдали от дома родного. Никто из них не задумывается, им даже в голову не приходит, что наводить порядок надо у себя дома. Что-то предпринимать дома. Потому что нет выхода! И они ищут спасения в США! Почему в США? В Идоле. Почему? В эпосе Манас. Это очень современно, это очень болезненно. Вот это отклик Мусы. Отклик на то, что происходит!

У Мусы, как и его героя, Бека Мурзы, потерянность и растерянность на лице. Он не знает, где этот выход? И за что уцепиться, и на что опереться! Это очень знаменательно и показательно. Тем эта книга и ценна. Понимаете, мы живем в эпоху перемен как люди прошлого столетия, не приспособлены к окружающей нас жизни. Поэтому, понимаете, самое главное, что я хочу сказать, что Муса Мураталиев замечательно показал вот эту потерянность, растерянность критический период нашей действительности. Вот в этом проявляется как раз его творческий, писательский отклик на время. Думаю, что требовать от него мудрых указаний, я думаю, это будет чрезмерно.