Из моего выступления на Всероссийском Кыргызском Конгрессе

 

Для кыргыза самыми важными являются три фактора из его древнейшей истории: самоназвание, клинопись и эпос «Манас».

О существовании такого этноса как кыргыз впервые упоминает отец китайской историографии Сымя – Цянь в 201 году до н.э.

С тех пор мы себя называем кыргызами.

 

25 ноября 1893 года  стало известно, что датский лингвист Вильгельм Томсен расшифровал «Орхоно-енисейскую» клинопись (8 – 10 века н.э.). Он же впервые назвал текст кыргызским. После русский академик Владимир Радлов подтвердил эту версию. Знаменитый тюрколог Сергей Малов уже в советское время «дочитал» клинописные надписи, найденные на берегу Енисея, и сделал вывод об их принадлежности Кыргызскому каганату.

И еще. На одной из эпитафий начертано следующее:

«Я, Яглакар – хан – ата был пришелец в уйгурской земле.

Я – кыргыз, я – Бойла, высокий судья».

Третий фактор, такой феномен как эпос «Манас». Это бесценное наследие отцов и энциклопедия души кыргызов. Великий эпос в полном объеме занимает миллион строк, поэтому Чингиз Айтматов называл его «океаноподобным» произведением.

 

История знает два великих переселения народов.

Первое переселение народов началось в 535 году до н.э. после поражения Хунну от китайцев и после похолодания климата.

Второе переселение народов началось во втором веке и завершилось в четвертом веке н.э. Это были Гунны.

Оба раза переселяющиеся народы шли с Востока на Запад, и оба раза их Запад ассимилировал в себя. Мы знаем, что в этих переселениях народов, кыргызы, как китайцы и уйгуры, не пошли на Запад, тем самым сохранили свой род.

Сегодня мир опять в движении, будто идет третья переселение народов. Миллионы прощаются с родиной в поисках лучшей жизни. Появилось новое понятие ‑ трудовая миграции. Объективно оно становится определяющими в современной жизни россиян.

Какова она жизнь мигрантов? Во благо или во зло? Я, как пишущий человек, исследую эту проблематику.

За последние три года я написал три романа: «Сказитель Манаса», «Идол и Мария» и «Тоска по огню». Они изданы в виде двух книг в Москве. Эти романы посвящены тем проблемам, которые волнуют всех, тех, кто сидит в этом зале: и тех, кто недавно приехал в Россию, и тех, кто живет давно.

 

Сегодня нам, кыргызам, гражданам великой России грозит духовно-нравственное обнищание, которое приводит к упадку морали.

Без знания национального духовного наследия, прежде всего «Манаса», без знания родного языка мы быстро превратимся в манкурта.

В то же время без знания русской классической литературы и русского духовного богатства мы останемся чужими в этой, по сути дела, своей стране.

Заканчивая свое выступления, хочу заметить, что те, цели, которые ставит Конгресс, важны и своевременны. Для такой державы, как Россия, объединение кыргызов давно стояло на повестке дня. Сегодня делаются первые шаги к этой заветной мечте. Это воистину историческое событие, поэтому такую инициативу стоит приветствовать.