Мураталиев Муса
Официальный сайт писателя
Главная страница » О романе “Нашествие мигрантов”

О романе “Нашествие мигрантов”

автор Муса Мураталиев
Комментариев нет

Следующую рецензию на книгу «Нашествие мигрантов» мы получили от студентки Элины Хакимовой. Она учится на третьем курсе Московского государственного университета печати имени Ивана Фёдорова (Институт издательского дела и журналистики). Публиковалась в уфимской «Молодёжной газете», в НГ-Exlibris Независимой газеты.

Элина Хакимова

Элина Хакимова

 

Роман Мусы Мураталиева “Нашествие мигрантов” показывает нелегкую судьбу трудовых мигрантов, которые вынуждены покидать родные края в поисках работы. Автор правдиво демонстрирует всю многогранность и неоднозначность жизни таких людей. Часто это неграмотные люди, но очень трудолюбивые и с глубоким стремлением созидать. Но есть среди мигрантов и вполне состоявшиеся люди, такие, как кыргызский бизнесмен Кайрат, преуспевший в Москве.

Тема произведения – жизнь мигрантов такая, какая она есть: тяжелая и полная несправедливости. В теме раскрывается вся сущность мигрантской судьбы: и жестокие унижения, и грубые оскорбления, нищенское существование, вынужденное пресмыкание перед людьми, стоящими выше них на социальной лестнице, и все это – ради работы, денег, крыши над головой. Однако, раскрывая подробности жизни мигрантов, автор не дает никакой оценки. Он остается до конца объективным и позволяет нам заглянуть за кулисы мигрантских судеб, о которых мы знали, но никогда не пытались понять их суть. Благодаря Мусе Рыскельдиновичу мы наконец-то можем взглянуть на ситуацию глазами мигрантов, раскрыть их мотивацию и, возможно, изменить мнение о них.

В современном мире бытует мнение, что мигранты – представители низших слоев общества, и люди относятся к ним с пренебрежением, что и показывает нам автор в своем романе. Приезжие кыргызы готовы делать грязную работу, занимать низшие должности, выносить оскорбления, жить в неподходящих для жизни условиях и все ради, часто призрачной, мечты заработать денег и вернуться в родной аил.

Роман дает богатую почву для размышлений. Пожалуй, главной проблемой романа является поиск. Все герои ищут что-то, поэтому и решаются на новую неизвестную жизнь. Кому-то кажется, что они видят цель поиска очень ясно, для кого-то – она остается загадкой, но все они – в движении к тому неизвестному, что сможет привнести покой в их жизнь. Для кого-то эта цель – деньги, для кого-то – любовь, для кого-то – желание обрести семейный очаг в окружении родных.

Я бы не стала однозначно утверждать, что поиск героев заключается лишь в поиске счастья. Читая роман, мы убеждаемся, что многие герои уже не думают об этом. Жизнь их настолько непредсказуема, что они лишь надеются на то, чтобы наступило хотя бы завтра. В самом деле, в романе мы сталкиваемся со множеством героев, у каждого своя история и своя дорога (при этом часто не отделимая от земляков), но их всех объединяет одно – жизненный поиск.

Другая проблема романа – проблема религии. Автор всякий раз возвращает нас в аил Чеч-Тюбе, где целеустремленный мулла Ават старается вернуть своим землякам веру в Бога. Но обремененные проблемами быта, земляки отказываются принимать его слова однозначно положительно. Может, есть Бог, а может, и нет. Мы не знаем, нам надо жизнь устраивать.

Сюжет романа не цельный, а разбитый на маленькие истории. Это скорее сборник новелл, которые связаны между собой сюжетными линиями и героями. Справедливым будет считать началом романа историю молодого человека Черика, который с группой нелегалов перемещается по России на поезде. Волею случая они оказываются в деревне Савраски в центральной России. Деревня –  давно забытая, умирающая, и мигранты с радостью принялись за ее восстановление.

На их пути было лишь одно препятствие: в Саврасках одиноко доживала свой век русская семья: старуха Евдокия с сыном Стасом. Они чувствовали себя полноправными хозяевами деревни, и появление чужаков на их территории местных жителей совсем не обрадовало. Стас сразу начал осыпать  их угрозами, хотя мигранты не являли ровным счетом никакой опасности для русских жителей. “Чирок! Я тебя не боюсь, мне не то, что стесняться! За все мне обидно! Бороться за достоинство Руси буду я – один! Заруби себе на носу!” – кричит Стас Черику. В этом, кстати, и своеобразный антагонизм в романе: русские – одиночки, мигранты держатся вместе.

Далее мы кочуем от  одного героя к другому, от одного города к другому, наблюдая за эпизодами жизни персонажей. Вот уборщица Жагалмай, которая шпионит ради своих земляков, которые шлют жалобы на жестокое с ними обращение, вынуждена терпеть приставания начальника отдела Казбека. Когда ее поймали за шпионажем, тот даже не попытался за нее вступиться.

Трогательная история образованного Бека, который имеет в подвале своего дома огромное собрание книг. По вечерам он вместе с семьей проводит там время за чтением. Также, он старательно ходит в Ленинскую библиотеку, где пополняет свой багаж знаний. Там снова завязывается конфликт между приезжим и русским. Охранник “ленинки” изначально отнесся к мигранту лояльно, но вскоре к нему пришло страшное осознание: “Выходит – он ученый, а я сторож!” И отношение охранника к читающему мигранту сразу портится.

История несчастного Бугу ‑ короткая, бедняга попал под пулю Стаса, который решил, во что бы то ни стало продемонстрировать, кто в доме хозяин. Бугу погиб, и с его смертью в произведении начинает развиваться конфликт: какое право имел Стас убивать человека безнаказанно? Не может же его этническая принадлежность быть причиной? Мулла Ават с сыном погибшего отправляется в Савраски, чтобы получить виру (что-то вроде откупа в качестве компенсации семье погибшего). Земляки  вместе с Аватом решают всем миром отомстить Стасу и выманивают у него деньги силой.

И таких историй в романе великое множество. Завершается все возвращением Черика на родину, уже поседевшим и уставшим от скитаний.

Композиция романа однозначно радует. Жизнь мигрантов настолько разнообразна и сложна, что было бы невозможно представить ее в канве традиционной структуры романа. Новеллы идеально подходят для описания жизни мигрантов. В то же время, несмотря на явную раздробленность, в романе присутствует и явная целостность: герои приехали из одного аила, многие мигранты лично знакомы друг с другом, истории иногда пересекаются. Поэтому «Нашествие мигрантов» воспринимается как единое целое.

«Нашествие мигрантов» оставляет неоднозначное впечатление. С одной стороны произведение помогает глубже понять проблему миграции, взглянуть на общество таких людей с их точки зрения. Он заставляет задуматься над тем, насколько нелегко им приходится в незнакомом обществе, насколько несправедливой оказывается их жизнь, которая заставляет их против воли покидать родину.

С другой же стороны, среди этих самых несчастных мигрантов оказываются люди такие же непорядочные и нечистые на руку, как те люди, не мигранты, которые нанимают приезжих для выполнения разного рода грязных работ. Для меня это стало открытием: автор раскрыл обратную сторону медали, и за это мы можем быть ему благодарны. Кажется, он ставил своей целью не выгородить мигрантское общество, не вызвать к нему жалость, а донести до людей истинное положение вещей, которое приводит лишь к пониманию и толерантности.

В сложные годы развала Союза, не всем повезло оказаться на благополучной стороне. Кыргызстан лишь одна из многих советских республик, которая после разрушения огромной страны оказалась в трудном положении. Трудиться, работать – одни из базовых потребностей человека, которые люди из Кыргызстана не смогли больше удовлетворять. Эта причина заставляет их искать новое место жительства и способ заработать. Тут никто из них не виноват, так, к сожалению, складываются обстоятельства.

Роман очень спорный, но прочитать его я советую всем. Возможно, это научит нас быть более толерантными не только к мигрантам, но и друг к другу.

Хакимова Элина,

Студентка третьего курса МГУП им. Ивана Федорова

 

Вас также может заинтересовать