О романе «Нашествие мигрантов»

Следующую рецензию на книгу «Нашествие мигрантов» мы получили от студентки Элины Хакимовой. Она учится на третьем курсе Московского государственного университета печати имени Ивана Фёдорова (Институт издательского дела и журналистики). Публиковалась в уфимской «Молодёжной газете», в НГ-Exlibris Независимой газеты.

Элина Хакимова
Элина Хакимова

 

Роман Мусы Мураталиева «Нашествие мигрантов» показывает нелегкую судьбу трудовых мигрантов, которые вынуждены покидать родные края в поисках работы. Автор правдиво демонстрирует всю многогранность и неоднозначность жизни таких людей. Часто это неграмотные люди, но очень трудолюбивые и с глубоким стремлением созидать. Но есть среди мигрантов и вполне состоявшиеся люди, такие, как кыргызский бизнесмен Кайрат, преуспевший в Москве.

Тема произведения – жизнь мигрантов такая, какая она есть: тяжелая и полная несправедливости. В теме раскрывается вся сущность мигрантской судьбы: и жестокие унижения, и грубые оскорбления, нищенское существование, вынужденное пресмыкание перед людьми, стоящими выше них на социальной лестнице, и все это – ради работы, денег, крыши над головой. Однако, раскрывая подробности жизни мигрантов, автор не дает никакой оценки. Он остается до конца объективным и позволяет нам заглянуть за кулисы мигрантских судеб, о которых мы знали, но никогда не пытались понять их суть. Благодаря Мусе Рыскельдиновичу мы наконец-то можем взглянуть на ситуацию глазами мигрантов, раскрыть их мотивацию и, возможно, изменить мнение о них.

В современном мире бытует мнение, что мигранты – представители низших слоев общества, и люди относятся к ним с пренебрежением, что и показывает нам автор в своем романе. Приезжие кыргызы готовы делать грязную работу, занимать низшие должности, выносить оскорбления, жить в неподходящих для жизни условиях и все ради, часто призрачной, мечты заработать денег и вернуться в родной аил.

Роман дает богатую почву для размышлений. Пожалуй, главной проблемой романа является поиск. Все герои ищут что-то, поэтому и решаются на новую неизвестную жизнь. Кому-то кажется, что они видят цель поиска очень ясно, для кого-то – она остается загадкой, но все они – в движении к тому неизвестному, что сможет привнести покой в их жизнь. Для кого-то эта цель – деньги, для кого-то – любовь, для кого-то – желание обрести семейный очаг в окружении родных.

Я бы не стала однозначно утверждать, что поиск героев заключается лишь в поиске счастья. Читая роман, мы убеждаемся, что многие герои уже не думают об этом. Жизнь их настолько непредсказуема, что они лишь надеются на то, чтобы наступило хотя бы завтра. В самом деле, в романе мы сталкиваемся со множеством героев, у каждого своя история и своя дорога (при этом часто не отделимая от земляков), но их всех объединяет одно – жизненный поиск.

Другая проблема романа – проблема религии. Автор всякий раз возвращает нас в аил Чеч-Тюбе, где целеустремленный мулла Ават старается вернуть своим землякам веру в Бога. Но обремененные проблемами быта, земляки отказываются принимать его слова однозначно положительно. Может, есть Бог, а может, и нет. Мы не знаем, нам надо жизнь устраивать.

Сюжет романа не цельный, а разбитый на маленькие истории. Это скорее сборник новелл, которые связаны между собой сюжетными линиями и героями. Справедливым будет считать началом романа историю молодого человека Черика, который с группой нелегалов перемещается по России на поезде. Волею случая они оказываются в деревне Савраски в центральной России. Деревня –  давно забытая, умирающая, и мигранты с радостью принялись за ее восстановление.

На их пути было лишь одно препятствие: в Саврасках одиноко доживала свой век русская семья: старуха Евдокия с сыном Стасом. Они чувствовали себя полноправными хозяевами деревни, и появление чужаков на их территории местных жителей совсем не обрадовало. Стас сразу начал осыпать  их угрозами, хотя мигранты не являли ровным счетом никакой опасности для русских жителей. “Чирок! Я тебя не боюсь, мне не то, что стесняться! За все мне обидно! Бороться за достоинство Руси буду я – один! Заруби себе на носу!” – кричит Стас Черику. В этом, кстати, и своеобразный антагонизм в романе: русские – одиночки, мигранты держатся вместе.

Далее мы кочуем от  одного героя к другому, от одного города к другому, наблюдая за эпизодами жизни персонажей. Вот уборщица Жагалмай, которая шпионит ради своих земляков, которые шлют жалобы на жестокое с ними обращение, вынуждена терпеть приставания начальника отдела Казбека. Когда ее поймали за шпионажем, тот даже не попытался за нее вступиться.

Трогательная история образованного Бека, который имеет в подвале своего дома огромное собрание книг. По вечерам он вместе с семьей проводит там время за чтением. Также, он старательно ходит в Ленинскую библиотеку, где пополняет свой багаж знаний. Там снова завязывается конфликт между приезжим и русским. Охранник “ленинки” изначально отнесся к мигранту лояльно, но вскоре к нему пришло страшное осознание: “Выходит – он ученый, а я сторож!” И отношение охранника к читающему мигранту сразу портится.

История несчастного Бугу ‑ короткая, бедняга попал под пулю Стаса, который решил, во что бы то ни стало продемонстрировать, кто в доме хозяин. Бугу погиб, и с его смертью в произведении начинает развиваться конфликт: какое право имел Стас убивать человека безнаказанно? Не может же его этническая принадлежность быть причиной? Мулла Ават с сыном погибшего отправляется в Савраски, чтобы получить виру (что-то вроде откупа в качестве компенсации семье погибшего). Земляки  вместе с Аватом решают всем миром отомстить Стасу и выманивают у него деньги силой.

И таких историй в романе великое множество. Завершается все возвращением Черика на родину, уже поседевшим и уставшим от скитаний.

Композиция романа однозначно радует. Жизнь мигрантов настолько разнообразна и сложна, что было бы невозможно представить ее в канве традиционной структуры романа. Новеллы идеально подходят для описания жизни мигрантов. В то же время, несмотря на явную раздробленность, в романе присутствует и явная целостность: герои приехали из одного аила, многие мигранты лично знакомы друг с другом, истории иногда пересекаются. Поэтому «Нашествие мигрантов» воспринимается как единое целое.

«Нашествие мигрантов» оставляет неоднозначное впечатление. С одной стороны произведение помогает глубже понять проблему миграции, взглянуть на общество таких людей с их точки зрения. Он заставляет задуматься над тем, насколько нелегко им приходится в незнакомом обществе, насколько несправедливой оказывается их жизнь, которая заставляет их против воли покидать родину.

С другой же стороны, среди этих самых несчастных мигрантов оказываются люди такие же непорядочные и нечистые на руку, как те люди, не мигранты, которые нанимают приезжих для выполнения разного рода грязных работ. Для меня это стало открытием: автор раскрыл обратную сторону медали, и за это мы можем быть ему благодарны. Кажется, он ставил своей целью не выгородить мигрантское общество, не вызвать к нему жалость, а донести до людей истинное положение вещей, которое приводит лишь к пониманию и толерантности.

В сложные годы развала Союза, не всем повезло оказаться на благополучной стороне. Кыргызстан лишь одна из многих советских республик, которая после разрушения огромной страны оказалась в трудном положении. Трудиться, работать — одни из базовых потребностей человека, которые люди из Кыргызстана не смогли больше удовлетворять. Эта причина заставляет их искать новое место жительства и способ заработать. Тут никто из них не виноват, так, к сожалению, складываются обстоятельства.

Роман очень спорный, но прочитать его я советую всем. Возможно, это научит нас быть более толерантными не только к мигрантам, но и друг к другу.

Хакимова Элина,

Студентка третьего курса МГУП им. Ивана Федорова