О романе «Нашествие мигрантов»

Представляем еще одну рецензию, которую получили от студентки Московского университета печати  Алины Коноваленко.

 

Изменения в мире конца ХХ века затронули людей повсюду, даже в самых отдаленных уголках земли. Распад СССР обернулся катастрофой для многих, особенно для бывших советских республик. Не имея возможности обеспечить жизнь себе и своим близким на Родине, тысячи мигрантов, готовые выполнять самую черную работу, устремились в Россию в поисках заработка. Масштаб, который приняло явление миграции в России, писатель Муса Мураталиев именует «третьим переселением народов», когда миллионы людей с Востока покидают свои родные места, свои семьи, в поисках лучшей доли.

«Нашествие мигрантов» — роман особенный, как в своем построении, так и в восприятии читателя. Канва романа соткана из множества коротких рассказов. В каждом – свои герои, места, события. Словно согласно традициям своего народа, испокон веков кочующего по просторам Азии,  герои романа кочуют из рассказа в рассказ, выступая в роли то главных, то второстепенных персонажей. Сюжетные линии некоторых из них продолжаются, переплетаются с другими, будто бы образуя восточный узор из множества ярких деталей. Повествование плавно течет во времени и пространстве, во все стороны по-прежнему необъятной России, от суровых островов Сахалина до фешенебельного центра Москвы.

Писатель старается дать полную картину рассматриваемого им явления миграции, но смотрит он своим, особым взглядом. И читатель это, безусловно, замечает. Автор устраивает настоящее смешение языков, взглядов, отношений, традиций, религий — как для читателя, так и для самих героев.

Роман «Нашествие мигрантов» — это взгляд со стороны. Той, которую нам вряд ли покажут по телевизору, или напишут в газете.

Миграция — непростое явление в России. Оно поднимает множество проблем на социальном и законодательном уровнях, и к нему всегда было сложно определить свое отношение обычному местному жителю. Слишком уж много противоречивых мнений. Для кого-то мигранты – это зло: они пагубно влияют на экономику страны, являясь дешевой рабочей силой, не платят налоги, провоцируют рост преступности. Для кого-то, наоборот, это источник дохода или возможность восполнить нехватку рабочих рук на производстве. Но для писателя мигранты – это, прежде всего, живые люди, со своим особым духовным миром, не всегда понятными нам, русским, обычаями, и другой, совершенно уникальной культурой, которую они силятся сохранить для своего народа, своих потомков. Выходцы из долины Чеч-Тюбе следуют в своей жизни особым, общечеловеческим принципам, которые постепенно растворяет новая для них среда — капиталистическая Россия. Но мироощущение западного мира, его восприятие человека как экономической единицы, как индивидуальности чуждо восточному сознанию, ориентированному на сохранение традиций и уважение старших. Несмотря на то, что счастье киргизов в традициях, капиталистические ценности постепенно меняют и их, прежде традиционное общество (глава «Бесплатный айфон»).

С одной стороны, может показаться, что роман Мусы Мураталиева «Нашествие мигрантов» написан скорее для русских. Еще, возможно, для тех, кто в России ни разу не был. Это взгляд одновременно и со стороны, и изнутри, словно призван заставить посмотреть на приезжих  по-другому, проникнуться большим вниманием к их проблемам или развеять, хотя бы отчасти, тот весь негатив, нагнанный массмедиа. Почему поначалу не кажется, что роман написан для мигрантов? Потому, может быть, что они все и так знают? Это их мир, их судьбы, которые переплетены в повседневности настоящей России. Ведь все, что описано в романе, им и так хорошо знакомо.

Но все это только на первый взгляд. Роман универсален, и как раз этим и интересен. Киргизское общество подвергается неизбежной трансформации, люди забывают традиции, адаптируются к капиталистическому миру, где каждый человек человеку волк. Это еще одна из проблем, которые поднимает писатель.

Русские изображены однобоко, в каждом рассказе разные персонажи, но они выглядят в общей массе скорее тупыми и упертыми, проявляющими необоснованную агрессию и жестокость, подвержены ксенофобии, хотя есть и положительные персонажи, например, майор МВД Щитогубов, спасающий Деёлёса.

Мигранты же, напротив: в общей гамме персонажей мы видим скорее положительных людей, подлецы попадаются редко (но всегда останутся такие как Кытай, который увозил девушек «на заработки»).

В целом, Муса Мураталиев старается показать ту часть жизни мигрантов, о которой никто не знает, да часто и знать не хочет: мало кто думает, что есть в жизни этих людей, работающих на стройках, моющих полы в учреждениях, укладывающих асфальт на улицах. Оказывается, есть много. Часто, больше чем у «коренного» населения. Мечты о доме, о родных, которых давно не видели, о лучшей жизни, о своей собственной семье, о достатке. И нужно этим людям, которых мы воспринимаем часто очень негативно, не так уж и много: чтобы близким было что есть, чтобы этой ночью было где переночевать, чтобы начальник заплатил за непосильный труд.

Мало правдоподобно выглядит, когда люди с образованием в восемь классов, а то и того меньше, оперируют в своих размышлениях такими понятиями как «сознание», «мораль», да еще на чистом русском языке, рассуждают о них в таких сложных формулировках, выражая глубокие философские идеи. Здесь мы скорее отчетливо слышим голос, выражающий мысли и суждения самого автора, своеобразный призыв или крик души, чем реальный разговор между рабочими. Но поскольку Муса Мураталиев дает максимально полную картину, все герои романа разные. Это не только малообразованные чернорабочие на стройках (хотя и среди них многие сохраняют мудрость своего народа), но и весьма образованные люди, изучающие культуру и историю своего народа, пытающиеся найти истину в загадках древних писаний, такие, как например, Бек Мурза. Такие герои и сюжеты словно призваны «разорвать шаблон» о мигранте, как гастарбайтере, работающему за копейки на стройке.

А может быть, просто эти шаблоны вызваны в нашем сознании средствами массовой информации? Часто, нам совершенно не на что опираться в своих суждениях о людях, о которых ничего не знаем,  мы позволяем «запрограммировать» себя сводками новостей, скандальными историями, различными слухами, не подозревая, что происходит на самом деле.

Муса Мураталиев в романе «Нашествие мигрантов» позволяет прикоснуться к другой культуре, другому языку, узнать новые характеры и поднять проблемы не только отношения к мигрантам, но и далекие от нас  прежде проблемы киргизского общества, его трансформации и его выживания в современном мире. В каждой главе романа – своя история, своя проблематика, и исчерпать их все очень трудно, настолько объемный пласт жизни захватывает писатель. Самое интересное, что не все они окажутся близки русскому читателю, возможно, из-за разницы культур. Но это только доказывает универсальность произведения.

Роман меняет представление о людях. Не только о приезжих, но в первую очередь, о нас самих.

Алина Коноваленко,

Студентка третьего курса Московского государственного

университета печати имени Ивана Фёдорова