Сергей Каратов, поэт
[…]В двадцатилетнем промежутке возникла проблема – потеря преемственности поколений. У нас не стало никаких уважаемых, заслуженных и почитаемых личностей от литературы, от культуры. Особенно пострадала в этом промежутке именно литература. Поэты оказались вообще не востребованными. Отторжение молодёжи получилось. Мы потеряли молодёжь. Чингиз Айтматов частично застал эту вакханалию, но то, что получилось после распада, отобразить не смог. Он весь остался в том времени, объединительном. Теперь очередь Мусы Мураталиева. Он как бы второй классик киргизский. Он, оказавшись моложе Айтматова, и ему досталось увидеть то, что произошло. Весь процесс распада, и что из этого проистекло. А вышло, что те республики, бывшие братские оказались отторгнутыми. После они были вовлечены в зону интересов других стран ‑ Китая, Штатов и т.д.
Средства массовой информации сейчас больше заняты зарабатыванием денег, нежели сближением своих бывших народов. Показали бы по «ящику», хотя бы один из каналов российского телевидения, пусть даже Культура, показали бы Мусу Мураталиева, что здесь у нас сегодня проводится вечер классика киргизской литературы. Как бы было хорошо! Надо было представить человека – он заслуживает этого. Потому что Муса ‑ автор многих романов и повестей. Его начали публиковать еще с 1969 года. И последние его романы ‑ «Идол и Мария», «Сказитель Манаса» и вот «Тоска по огню». Эти произведения как раз жизнеутверждающие, правдивые, но и в чем-то они несут дух упадничества. Потому что все лирические герои в этих произведениях страдают от этой неустроенности, от этой бедноты и от этой униженности. Тогда они приезжали в Москву, в Россию как уважаемые люди. А теперь они приезжают, как гастарбайтеры. Это, в общем-то, обидное слово. Муса Мураталиев отображает эту проблему, и хотелось бы, чтобы вот эта проблема вынесена и на политическую площадку, чтобы такое обсуждение проходили с участием тех же представителями нашей власти ‑ из Госдумы, из Правительства и т.д. И особенно из министерства культуры. Сегодня сюда пришел бы министр культуры и послушал вот этот наш вечер. Я думаю, ему бы это пошло на пользу.
Я хочу поблагодарить Мусу за то, что он работает активно и много пишет. У него десяток романов, большое количество рассказов и повестей. Они рассказывают о жизни киргизского народа там, далеко, на отшибе где-то на границе с Китаем. Я там был в Республике. Красивый край, эти горы, замечательная природа. Там сам воздух напоен благодатью. Я был в нагорье Сусамыр. Тихая вода, она течет бесшумно, потом изливается огромными водопадами так, что камни становятся гладкими как бильярдный шар. Удивительный край! Советский Союз создал условия для того чтобы этот край развился[…] А теперь мне жалко, что там нестабильность, такой уровень жизни, что людям приходится бежать оттуда, искать себе средства для существования. И идут к своему брату за помощью, а брат говорит: «а вы нам не нужны». Это очень обидно.
Муса Мураталиев замечательный писатель, он работает несмотря ни на что. Мы год назад обсуждали «Идола и Марию», а в этом году у него вышел новый роман. Я его поздравляю и считаю, что это большая удача, и для киргизской, и для русской литературы.
Ведущий: Леонид Жуховицкий
Спасибо большое, Сережа. Только одно маленькое замечание. Дело в том, что киргизы живут не на отшибе, они живут в своей стране, для них главное ‑ в центре их мира. Может быть, Москва для них на отшибе. Так же и с гастарбайтерами. Ведь сейчас множество гастарбайтеров по всему миру, и Нобелевские премии то в Голландии, то в Америке получают наши гастарбайтеры. Это нормальная профессия, я не сказал бы, что это так сильно унизительно. Я помню, когда я читал лекции в Шведской писательской академии, и когда вечером было уныло, вдруг хотелось вернуться в Москву, то я себя успокаивал словами: ты тут гастарбайтер, ты зарабатываешь деньги, чтобы семье жилось нормально. Это немножко успокаивало меня.