Однажды хан собрал всех советников и объявил:
– Нынче в казну залезли воры. Унесли – сколько могли. Ваше дело поймать преступника, а наказание придумаю я!
Самый верный советник взял слово:
– В аиле на берегу озера Иссык-Куль есть ясновидец Касым. Поручите ему поиски вора. Найдёт преступника – оправдает своё имя. Не отыщет – убить его не жалко. Гол, как сокол, одинок, как перст.
Свита во главе с ханом прибыла в аил, где жил Касым.
– Найди злодея, – приказал хан. – Какая нужна от меня помощь? Аскеры? Оружие? Всё дам!
Касым притих, а потом сказал:
– Мне от вас ничего нужно. Прикажите выдать шестьдесят откормленных ярок, шесть пудов узгенского риса, столько же китайского байхового чая да сахара не забудьте.
Для Касыма это был счастливый случай накормить односельчан. Их в аиле было шестьдесят семей. Ясновидец подумал, что повезёт – будет жить, нет – люди будут вспоминать его добрым словом.
– Сколько времени тебе надо – месяц, год. Я не тороплю, – сказал хан.
– Вора я разоблачу за шесть дней, – ответил бодро Касым.
Уверенный ответ ясновидца понравился хану. Распорядился, чтобы дали ему всё, что просил, а после добавил:
– Вор коварен. Встреча с ним опасна. Ты лишь узнай, где он прячется? Одиночка или банда? Оставлю своих аскеров, чтобы твою голову охраняли.
– Аскеры мне не нужны, – ответил Касым. – Наоборот, лучше чтобы они поскорее покинули берег Иссык-Куля. Для меня же соорудите на том холме юрту, чтобы я мог слушать шум озера. Там я буду спать каждую ночь, а на рассвете спускаться домой. Для меня нет разницы: находиться дома или на вершине горы.
Хану показались уместными слова ясновидца. Приказал сделать всё, как старец просил. В тот же день слух о том, что ясновидец из долины Иссык-Куля взялся раскрыть преступление, докатилось до ушей самих воров. Главарь банды приказал разбойникам:
– Пойдите ночью сожгите старика вместе юртой, а пепел развейте над озером.
Под вечер старец отправился к своему ночлегу по южному склону сопки. А трое разбойников взобрались с другой стороны. Спалить юрту не стоило труда, ждали, когда ясновидец заснёт. Разбойники, припав ухом к войлочной стене юрты, стали слушать. Ясновидец взял из мешочка горсть сушёной кураги, которую имел привычку есть перед сном. Осмотрел курагу и произнёс:
– Касым , их было у меня ровно тридцать. Сейчас трое явились. В эту ночь уничтожу одного из них, а двое пусть поживут ещё.
Разбойники были ошарашены. Действительно, их было ровно тридцать, а пришли сюда лишь трое. Всё верно. Разбойникам казалось, что ясновидцу известны все их секреты. В испуге они бросились к главарю. Бандой правил красивый и необычайно сильный джигит. Как только услышал о том, что старец ещё жив, кинулся на того, кто сообщил об этом, и убил его.
– Трусы вы! – кричал он двоим, оставшимся в живых. – Струхнули перед стариком. Ночью я сам наведаюсь к нему.
На следующую ночь Касым перед сном достал из мешочка курагу, которая оказалась мясистой, но червивой:
– На этот раз пришёл лишь один, красивый и самый лучший из всех, под стать главарю, хотя в хвостике сидит червь, – произнёс Касым. – Было их тридцать, одного из них вчера ночью не стало. Старому по зубам и этот!
Главарь сильно удивился: ясновидец отгадал, что вчера один из разбойников был убит. Больше всего поразило, что старец знает, что у главаря грыжа. Это было известно только его жене. Опечалился главарь банды. Думал-думал, а потом решил договориться с ясновидцем, пока он не выдал их хану. Откинув полог юрты, вошел:
– Доброй вам ночи, аксакал! Говорится, путника ночью одинокий огонёк издалека манит. Вот я и на вашем пороге.
– Проходи, джигит, раз у тебя добрые намерения. Киргиз гостю рад в любое время суток. Сбился с пути или переночевать решил?
– Я не просто сбившийся с пути путник, а преступник, – ответил главарь банды. – Ведь это вам известно.
– А как же, конечно, мне всё известно, – подхватил Касым. – Садись поближе к очагу. Грейся.
– Да, это мы разрушили стену ханской казны! Вы угадали – нас ровно тридцать. Одного из нас уже нет в живых – тоже верно! А сегодня вы узнали и моей болячке… Кроме того вы распознали и том, что я главный среди них. Бесполезно скрываться от вас. Я решил отдать всё сам. Спрятали мы украденное в пещере Джети Огуза! Подскажите только, как нам спастись от ханской кары.
Касым взглянул на него строго и добавил:
– Собирался было я на днях указать тот грот, куда вы спрятали краденое. Ну, что же, повинную голову меч не сечёт. Теперь убирайтесь с земли киргизской, как можно скорее. Иначе не миновать вам ханской казни. Возвращаться можете, став честными людьми. Не сможете – не судьба.
На том они и разошлись. Касым поехал к хану:
– Мой повелитель, встретился с главарём банды. Краденые драгоценности – в целостности и сохранности. Они ждут часа своего возвращения в казну. Тайник находится в одном из гротов Джети Огуза.
– Ты настоящий ясновидец! – похвалил хан. – Но ты нарушил наш уговор: воров отпустил без моего на то согласия. Теперь ответь мне, ясновидец из рода Бугу: сколько тебе осталось жить?
При этом хан взглянул на него с ухмылкой. Касым ответил:
– Мой повелитель, это известно лишь горам, что перед нами, лишь небу, что над головой нашей.
– Тенгри знает, а хан – нет?!
В тот же день хан в сопровождении своих аскеров поехал в Джети Огуз, чтобы вскрыть тайник с похищенными сокровищами. Не успели подъехать к подножью красных скал, как сверкнула молния! Грохот охватил все окрестности, когда молния ударила в первый ряд путников. Всё произошло так быстро, что ехавшие во втором ряду приближенные, среди которых был и Касым, не успели взять в толк, как свалились на землю всадники из первого ряда. Они лежали на земле, похожие на черные головешки, и лишь сизый дым тянулся вверх с их туловищ. Все погибли – один из них был хан. Вот так и сбылось ещё одно предсказание ясновидца.