Размышления автора
Сюжет книги, как река, протекающая сквозь щели и бреши, описывает события, которые происходят в то время, когда “больная СССР” вытянулась на одре от неизлечимой болезни. Её дети, похожие на муравьёв из разрушенного муравейника, разбредались по миру, ища место для спасения своей Матки. Эту аллегорию можно рассказать и другими словами: дети Советской страны, почувствовав её предсмертное состояние, бежали куда глаза глядят. Надёжных мест оказалось на деле немного. Хорошо и сытно было только в центре, в пределах ста километров от Москвы.
За свою долю им надо было бороться, и они всерьёз взялись за поиски источников жизни. Стали в свободном движении ездить по стране в погоне за счастьем, как это бывало у кочевых народов, одним из которых были и кыргызы.
Этот процесс составляет основу сюжета трилогии “Гастарбайтер”. Герои проходят через суровые испытания во время передвижения по просторам великой страны – от её сердца, Москвы до окраин, от Прибалтики до Сахалина. Они ищут посильную для себя работу, лишь бы не отказали в ней и платили.
События разворачиваются в трёх романах – “Идол и Мария”, “Тоска по огню”, “Нашествие мигрантов”, объединённых общей тематикой. Герои их, такие как Дёёлёс, Бугу, Черик, Базыс, Саяк, Адигине, Моңолдор, Нойгут и другие (их сорок), получившие образование и блага ещё при Советском строе, борются теперь за своё счастье в чужой стороне. Вроде бы они ещё советские люди, но местные сторонятся их, спрашивая себя: “а они тут причём?”
В собственных странах новые руководители, пришедшие к власти с помощью клановых связей и политики протекционизма, правили жёстко. Требования оппозиции их пугали, вызывая опасность потери власти. Отсюда их скоропалительные действия против зачинщиков протестов, вплоть до применения силы.
После приватизации началось обнищание народа. Оставшееся без работы население, прежде всего молодёжь, в поисках нормальной жизни и работы бродили по просторам великой России. Что из этого вышло, надо было ли искать счастье на стороне, показано в трилогии.
Результатом этих коллизий становится и появление нового типа героев, таких как Султан, участвующий во всех трех романах. Он смог обеспечить всех жителей родного аила Джар Кашат частными домами. А какой ценой ему удалось осуществить свою мечту – это уже другой вопрос. Расплата оказалась не дешёвой. Когда герой погибает от пули злодея, земляк Бек хочет взять его тело чтобы похоронить по обычаю. Но узнаёт о том, что тот подписал контракт о продаже своего тела после смерти институту пластинации в Германии для покрытия долга…